Так сложилось, что в Бессарабии исторически не возникло собственных хасидских династий, обладавших созданными на этой земле автохтонными дворами или представленных постоянно действующими цадиками. Лишь две хасидские династии были связаны с этим регионом: бендерская и рашковская. О рашковской мы рассказывали в прошлый раз. Сегодня поговорим о бендерской.
Еврейская история Бендер достаточно типична для Молдовы. Так в 1861 здесь было 5 синагог, с 1884 действовала еврейская больница с поликлиникой, аптекой, домом престарелых. В 1910 уже было 11 синагог, а в конце 1920х – 31. Евреи составляли в эти годы до 34% населения города.
Действовали касса взаимопомощи, 2 талмуд-торы, где училось 250 человек, 20 хедеров, 2 частных женских и 1 мужское училище, гимназия. В 1917 в городе произошел погром, который длился несколько дней. В июне 1940 г., после того, как Бессарабия была присоединена к Советскому Союзу, многие евреи, владельцы предприятий, общественные и религиозные деятели были высланы в отдаленные районы Советского Союза. В результате оккупации, уничтожения и депортаций во время Холокоста в 1943 в Бендерах оставалось 2 еврея. Только после освобождения в 1944 евреи начали возвращаться в город…
Хасидский двор появился в Бендерах в 1814, во главе него стоял рабби Арье-Лейб Вертхайм (ок. 1772—1854). Рабби А.-Л.Вертхайм основал в городе хевру кадишу.
Он был братом р. Моше Цви Гитермана из Саврани, известного как Савранский Ребе. Р. Моше Цви, один из учеников внука Бешта — Баруха из Меджибожа, кстати, в разные периоды жизни был раввином Бердичева, Умани и Кишинева.
Это течение в хасидизме начало действовать в Бендерах после приезда р. Арье Лейба в качестве городского раввина и прекратило свое существование спустя четыре поколения — Шимон-Шлойме (?—1864), Ицхок (?—1911), Шимон-Шлойме (1865—1925), Йосеф (1882—1946). После смерти последнего ребе Шимона-Шломо Вертхейма в 1925 его сын Йосеф предпочел служить раввином и отказался взойти на престол цадика.
Отметим, что рабби Шимон-Шлойме II пользовался большим уважением в городе, в том числе среди христианского населения. Царские власти даже избрали его председателем избирательной комиссии восьмой Думы Бессарабии.
Кроме того, большое влияние на общину в Бендерах имели представители ружинской и чернобыльской династий, о которых речь шла в наших предыдущих повествованиях.